ГАЗЕТА «ПРАВДА». ГРЯДЁТ ЭПОХА ПЕРЕМЕН?

В опубликованном на днях аналитическом докладе Дойче Банка предсказано, что 2020 год станет началом новой эпохи в мировой истории и ближайшее десятилетие в мире в целом будет «эпохой беспорядка». Несмотря на очевидную «западо-центричность» приводимых в этом докладе рассуждений, многое в нем заслуживает внимания, так как описанные в нем тенденции действительно имеют место и заметно усилились в последнее время.


Экономист Татьяна КУЛИКОВА.

17 Сен 2020, 10:35 (обновление: 17 Сен 2020, 14:01)

Опубликованный на прошлой неделе аналитический материал Дойче Банка предназначен в первую очередь для финансистов и управляющих активами (глава коллектива его авторов – Джим  Рид, один из наиболее значимых аналитиков-стратегов на американском финансовом рынке), однако этот материал вызвал широкий резонанс далеко за пределами финансового мира. Дело в том, что представленный долгосрочный прогноз описывает глобальные тенденции развития, касающиеся не только и не столько финансовых рынков, но и экономики в целом, а также политики и социальной сферы.

Отметим, что название доклада (“The Age of Disorder”) на русский язык переводится дословно как «Эпоха беспорядка», что в русскоязычной прессе еще более добавляет сенсационности этой теме, поскольку русское понятие «беспорядок» фактически эквивалентно понятию «хаос», а также оно ассоциируется с уличными беспорядками. На самом деле, использованный авторами англоязычный термин более слабый; он скорее означает «нарушение упорядоченности» или «дестабилизация». То есть авторы предсказывают кардинальные изменения сложившего порядка вещей, и эти изменения могут быть довольно-таки болезненными, однако о скатывании мира в тотальный хаос речь не идет.

Авторы доклада подразделяют последние 160 лет в мировой экономической истории на пять «эпох»:

  1. Первая эпоха глобализации (1860-1914 годы);
  2. Мировые войны и Великая депрессия (1914-1945 годы);
  3. Бреттон-Вудская система, золотой стандарт (1945-1971 годы);
  4. Отказ от золотого стандарта, переход к фиатным (то есть ничем не обеспеченным) деньгам, высокая инфляция (1971-1980 годы);
  5. Вторая эпоха глобализации (1980-2020 годы).

(Заметим, что в этом разделении мировой экономической на эпохи авторы доклада проигнорировали создание, эволюцию и крушение Советского Союза и социалистического блока, а также процесс деколонизации, а ведь это были ключевые факторы не только в социальной и политической, но и в экономической истории мира. Это еще раз подчеркивает их «западо-центричный» подход.)

Последняя из этих пяти эпох по мнению авторов сейчас завершается, и ей на смену приходит новая эпоха:

  1. Эпоха беспорядка (начиная, предположительно, с 2020 года).

Наступающая эпоха будет характеризоваться, в частности, следующими восемью основными темами.

Первая тема – это ухудшение отношений США и Китая и поворот вспять процесса «безудержной» глобализации. Это действительно кардинальное изменение по сравнению с предшествующей эпохой торжества глобализации, ведь экономический симбиоз США и Китая (китайцы производят, США потребляют) был центральной темой той эпохи, во всяком случае в сфере экономики. А теперь, когда Китай даже по номинальному ВВП скоро обгонит США и станет самой крупной в мире экономикой (по ВВП по паритету покупательной способности Китай уже заметно превосходит США), соперничество между этими странами будет обостряться, и теоретически дело даже может дойти до военного конфликта. Говоря об этом, авторы доклада ссылаются на так называемую ловушку Фукидида, то есть возникновение риска военного конфликта между державой-гегемоном и державой, догнавшей ее в развитии и претендующей на статус гегемона. Авторы отмечают, что на протяжении последних пятисот лет из 16 подобных случаев 12 оканчивались войной. Однако в сегодняшних условиях, по их мнению, «горячая» война маловероятна, но жесткое экономическое (и культурное) противостояние практически неизбежно. А это в свою очередь приведет к ухудшению условий мировой торговли и к торговым войнам по всему миру; глобализация развернется вспять.

Вторая тема – это наступивший для единой Европы момент окончательного выбора: либо движение к большей интеграции, либо распад; в условиях экономического шока от пандемии затягивать далее решение этого вопроса (как это происходило в предыдущее десятилетие) становится практически невозможным. Движение в сторону усиления интеграции, если оно все-таки реализуется, будет происходить на фоне открытого саботажа со стороны отдельных стран и, возможно, на фоне усиления анти-интеграционных настроений в массах. Так что этот процесс обещает быть очень сложным и болезненным.

Третья тема – это все более ускоряющийся рост объемов долга повсюду в мире, в том числе государственного долга многих стран, а также массированное печатание денег и, в частности, раздача их населению («вертолетные деньги»). Такая денежно-кредитная политика, еще год назад казавшаяся немыслимой, в ближайшие годы станет общепринятой нормой.

Четвертая тема – это разгон инфляции, который в ближайшие годы произойдет с подавляющей вероятностью вследствие указанного выше массированного печатания денег. Однако жесткая дефляция и сопровождающая ее экономическая депрессия тем не менее полностью не исключаются: они произойдут в случае, если государства все-таки решат вернуться к бюджетной консолидации, как это было в Европе после острой фазы финансового кризиса 2008 года. Однако авторы доклада считают этот сценарий практически невозможным, поскольку он выльется в гораздо большую дестабилизацию, чем инфляционный сценарий.

Пятая тема – это рост неравенства, провоцирующий рост социальной напряженности. Однако в результате этого роста напряженности через некоторое время по мнению авторов произойдет откат, и политика развернется в сторону борьбы с неравенством: налоги на богатых (а также на бизнес) будут существенно увеличены.

Шестая тема – это ужесточение конкуренции между поколениями: миллениалы (то есть родившиеся в начале 1980-х годов) и более молодые поколения к 2030 году догонят старшие поколения по численности в электорате, что позволит им определять результаты демократических выборов. Это приведет к кардинальным изменениям в политике государств. Дело в том, что в развитых странах указанные поколения являются «обделенными» в смысле владения собственностью, поскольку цены на активы, в том числе на жилье, в последние десятилетия взлетели, так что приобрести их теперь стало гораздо сложнее, чем это было раньше, когда их родители были в таком же возрасте. Поэтому когда указанные возрастные когорты в странах G7 станут превалирующими в электорате, там произойдет изменение политики в пользу этих «обделенных» поколений: в частности, увеличение налогов на собственность, большая терпимость к ускоряющейся инфляции (если нет сбережений, инфляция не сильно страшна), а также сокращение финансовой поддержки пенсионеров со стороны государства.

Седьмая тема – это борьба с изменением климата. Она частично является следствием предыдущей темы, поскольку у молодых поколений озабоченность проблемой климата выражена гораздо сильнее. Так что когда миллениалы и более молодые поколения начнут определять повестку дня, мы, вероятно, увидим более решительные шаги в борьбе с изменением климата (в частности, будет введен углеродный налог), что приведет к кардинальной перестройке всей экономики в глобальном масштабе.

Последняя, восьмая тема – это технологические изменения и массовый переход к удаленной работе. Если эта тенденция сохранится и после пандемии, она приведет к развороту вспять господствовавшей в предшествующую эпоху тенденции концентрации населения в больших городах, что также выльется в кардинальное изменение всей экономической модели.

Основной вывод доклада Дойче Банка состоит в том, что человечество стоит на пороге «эпохи беспорядка», поэтому самой большой ошибкой будет действовать по привычным лекалам, рассчитывая на продолжение прежних тенденций, господствовавших в прежнюю эпоху.

Что все это означает для нас, для России? Многие скажут, что описанные в докладе темы к России имеют очень слабое или косвенное отношение. Например, тема миллениалов как наиболее «обделенного» в смысле владения собственностью поколения для России не актуальна вообще; у нас, наоборот, к беднейшим слоям населения относятся пенсионеры.

Да, действительно, описанные в докладе тенденции наиболее ярко выражены в так называемых развитых странах, но те изменения в политике, которые прогнозируются в докладе в качестве следствий из этих тенденций, будут оказывать влияние на все страны мира, и в том числе на Россию.

Наиболее показательный пример – это прогноз о переходе к более решительным мерам борьбы с изменением климата и, в частности, о введении углеродного налога. Инициатива здесь будет исходить от развитых стран (в первую очередь европейских), но Россию это затронет самым непосредственным образом: наша экономика, крепко сидящая на углеводородной игле, пострадает весьма сильно, поэтому чтобы этого избежать, надо начинать действовать уже сейчас, и это критически необходимо.

Далее, если в развитых странах сформируется тенденция к сокращению объемов поддержки пенсионеров со стороны государства, то будьте уверены, российские власти не преминут воспользоваться этим «международным опытом». С другой стороны, если тема борьбы с неравенством выйдет на первый план в мировом масштабе, то, возможно, у нас в России тоже станут делать для уменьшения неравенства хотя бы немного больше, чем сейчас. В частности, если в развитых странах налоги на богатых начнут расти, то увеличатся шансы и у нас перейти к прогрессивной шкале подоходного налога (имеется в виду настоящая прогрессивная шкала, а не та пародия на нее, которая у нас будет действовать со следующего года).

Ну и, конечно же, разгон инфляции в странах-эмитентах резервных валют (в первую очередь, в США) приведет к радикальному переформатированию всей мировой финансовой системы, то есть к мировой нестабильности такого масштаба, что мы в России тоже почувствуем это весьма остро…

Итак, мир в целом ждет очень непростое десятилетие, которое я бы назвала «эпохой перемен». Интенсивность изменений будет гораздо выше, чем в предшествующие десятилетия (для России сопоставимое по интенсивности изменений и по глубине дестабилизации время – это «лихие девяностые», только теперь подобный период наступает в масштабе всего мира). Россия глубоко интегрирована в мировую систему, поэтому остаться в стороне от этих перемен и связанной с ними дестабилизации нам не удастся. Более того, кроме общемировых проблем, которые будут оказывать на Россию дестабилизирующее влияние, у нашей страны еще много своих специфических факторов дестабилизации, так что на спокойную жизнь в ближайшие годы рассчитывать не приходится…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *