ВЛАДИМИР ПОЗДНЯКОВ ПОСЕТИЛ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ СЁЛ КЫРИНСКОГО РАЙОНА

В течение двух дней, 25 и 26 марта 2019 года, депутат Государственной Думы В.Г. Поздняков работал в Кыринском районе Забайкальского края. Он побывал в сёлах Кыра, Мордой и Хапчеранга, где посетил объекты социальной инфраструктуры и встретился с работниками образования и культуры.


ПОЗДНЯКОВ ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ

Не лакировать действительность, а показать «самые тонкие места» федеральному депутату решила глава Кыринского района, член КПРФ Любовь Сакияева.

Это, например, районный дом культуры. В этом году исполняется 50 лет, как в нём не было капитального ремонта. На косметический зарабатывают как могут – например, сдают в аренду площади торговцам из Таджикистана.

Директор РДК – Татьяна Владимировна Кирсанова, работает здесь пятый год, а общий её стаж в культуре 30 лет.

В прошлом году дом культуры получил 700 тысяч рублей субсидии из федерального бюджета на развитие сельских ДК, из них на 500 тысяч приобрели новые кресла, также купили шторы, одежду сцены, кое-что из аппаратуры. Два миллиона рублей район передал ДК из программы «Забайкалье – территория будущего» (всего, как рассказала Любовь Сакияева, было выделено 7 млн. рублей, из которых на 5 млн. отремонтировали детский садик в районном центре). Нынче снова вошли в программу – федеральный бюджет выделяет дому культуры 4 млн. 950 тысяч, на которые планируют сделать полностью отделку в зрительном зале, отремонтировать фасад, двери, окна. Отопление ремонтировали полтора года назад.

Стараются вступить во всевозможные программы, и это – единственный ДК в районе, которому это удаётся.

«У нас 15 филиалов – сельских домов культуры, — рассказала Владимиру Позднякову Татьяна Кирсанова. – Все не ремонтировались по 50 лет. Субсидии выделяют только тем ДК, которые находятся в оперативном пользовании, являются муниципальной собственностью, а у нас все дома в своё время принадлежали колхозам, документация утрачена. Нужно идти в суд и оформлять здания, на что у сельских поселений нет денег. Если нет ремонта – не даются субсидии на укрепление материально-технической базы и оснащение. Получается замкнутый круг».

В бывшем здании шахтёрской конторы располагается Мордойский клуб. Здание примерно 1943 года постройки. Зрительный зал клуба в Мордое находится в аварийном состоянии – несколько лет назад кровля прохудилась, сквозную дыру работники клуба сами прикрыли ДВП.

«Электричества у нас нет – из-за того, что потолок течёт, замкнуло электропроводку. Ходим с фонариком, — встретила федерального депутата завклубом Алёна Александровна Серебрякова. – Куда только не писали, но помощи нет. Ни у кого нет денег».

Течет и отопительная система, трубы отопления работники культуры бинтуют. Пять раз ломался насос в котельной, ремонтируют тоже сами. На новый насос у людей нет денег – слишком дорогой. Течёт труба и в гараже, куда пускают сельскую водовозку, вместно арендной платы взамен получают воду.

При всё этом в селе постоянно проходят концерты, есть студия танца и фольклорная группа. Хотят работать люди, хотят и отдыхать, только все уже понимают – на последнем издыхании находится «клуб». Скоро его, уже наполовину аварийный, и вовсе закроют.

В Мордое есть ещё одно, не менее любопытное учреждение – местная школа. Её показывают всем – в 21 веке, когда космические корабли бороздят просторы Вселенной, эту школу отапливают 16 печей. Построена она в 1949 году. Капитального ремонта ни разу не было. Косметический ремонт учителя проводят на свою зарплату, платят печникам за постоянный ремонт печей. Окна старые, мебель старая, периодически рушится потолок.

Ремонт школы, по действующему законодательству – это забота района. А денег в районном бюджете катастрофически не хватает.

«В этом году мы запланировали капитальный ремонт школы в Верхнем Ульхуне, спортивного зала школы в Хапчеранге и ремонт кровли Любавинской школы, — пояснила глава Кыринского района Любовь Сакияева. — Своими силами решить проблемы школы в Мордое нереально».

Ещё более печальна судьба сельских клубов. После оформления документации для постановки их на баланс местных администраций (что тоже требует затрат), выходом могло бы стать участие в ФЦП «Устойчивой развитие сельских территорий». Только для большинства таких учреждений этого района – и такая надежда несостоятельна.

Дело в том, что в советское время район был промышленным, в Мордое, к примеру. работала шахта. сельскохозяйственного производства здесь не было и нет. А федеральная программа ставит именно такое условие — село развивают только, если есть сельхозпредприятие

В годы Великой Отечественной войны Хапчерангинский ГОК производил более 70% добываемого в стране олова. Маленькое село Хапчеранга было нанесено на карты мира. Это ещё одна точка маршрута депутата Позднякова.

Сейчас от былого величия остались только руины комбината и хвостохранилище, убрать которое местной власти также не под силу. «Здесь собрана почти вся таблица Менделеева, и хвостохранилище давно представляет реальную угрозу здоровью людей и грозит экологической катастрофой», — рассказали местные жители.

В.Г. Поздняков встретился с главой с.п. «Хапчерангинское». Решено, что местная власть вместе с руководством района подготовит пакет необходимых документов для федерального депутата, чтобы сдвинуть с мёртвой точки решение проблемы консервации, рекультивации хвостохранилища с тяжелыми металлами, обеспечения экологической безопасности населения.

На память о встрече Владимир Поздняков вручил главе сельского поселения копию Знамени Победы, которая будет храниться в музейной комнате, открытой в администрации Хапчеранги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *