В.Ф. РАШКИН ВЫСТУПИЛ НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ИРКУТСКЕ

В Иркутске под патронажем губернатора-коммуниста Сергея Левченко 1-2 сентября проходит международная конференция«Альтернативы социально-экономического развития на региональном уровне» в Иркутске. Иркутская область рождает альтернативу упадничеству: с 1 января 2019 года в регионе будет введен в действие первый пятилетний план социально-экономического развития. Контуры будущего плана были обозначены губернатором Сергеем Левченко на недавнем заседании Государственного комитета по планированию, созданного 9 июля этого года.


Пресс-служба Московского ГК КПРФ.

01 Сен 2018, 12:41

РАШКИН

ВАЛЕРИЙ ФЁДОРОВИЧ

Член Президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Московского городского комитета

Вработе конференции принимают участие представители России, Индии, Вьетнама, Китая, Мексики, Канады, США, Великобритании, Венгрии и Австрии. От КПРФ выступил первый секретарь Московского горкома Валерий Рашкин. Представляем вашему вниманию его доклад.

Выступление на международной научно-практической конференции «Альтернативы социально-экономического развития на региональном уровне» 01.09

Уважаемые участники конференции!

Прежде всего мне бы хотелось поблагодарить организаторов мероприятия, руководство Иркутской области, за то, что вы собрали нас всех для обсуждения столь интересной и, главное, востребованной сегодня темы. И не только не удивительно, но и, я бы сказал, вполне закономерно, что альтернативы социально-экономического развития обсуждаются в регионе, где у власти находится «красный» губернатор – представитель Коммунистической партии Российской Федерации.

Когда жители Иркутской области в 2015 году проголосовали за оппозиционного кандидата, они дали понять, что ждут перемен и что прежнее положение дел их не устраивает. И надо отметить, что новое руководство области всецело ответило на этот запрос: в регион не просто пришли перемены, а новая, альтернативная модель социально-экономического развития.

В большинстве других субъектов страны в настоящее время никаких особых альтернатив общероссийскому курсу не предвидится. Хотя именно отход от этого курса сейчас крайне востребован. Неолиберальная идеология уже больше 20 лет доминирует в нашей стране. Государство медленно, но верно сбрасывает с себя социальные обязательства. Закрываются больницы, фапы, роддома, школы. Образование и здравоохранение постепенно коммерциализируются.

Теперь планируется повышать пенсионный возраст. Мы, Компартия, выступаем против этого. И мне бы хотелось выразить согласие с замечаниями к проекту пенсионной реформы, который Сергей Георгиевич направил к парламентским слушаниям, посвященным этому вопросу. Действительно, реформа не учитывает реалии социально-экономической ситуации в регионах нашей страны – это связано и с продолжительностью жизни, и с состоянием рынка труда.

Однако неолиберальная парадигма диктует свои порядки. Все отдается на откуп «свободному рынку». Вот только кто на этом «свободном рынке» защитит человека?

В связи с этим социальная составляющая модели, о которой только рассказывал Сергей Георгиевич, сейчас востребована как воздух. Абсолютно верно была сделана ставка на повышение уровня и качества жизни людей, на развитие человеческого капитала.

На человеческом капитале и кадровой политике мне бы хотелось остановиться подробнее. В советское время существовала и прекрасно работала система распределения выпускников учебных заведений на работу по специальности. Благодаря этой системе и страна обеспечивала себя необходимым количеством квалифицированных работников, и молодые специалисты были гарантированно обеспечены работой после окончания обучения. Все работало в тесной связке: образование и производство, государство и люди.

Сегодня же зачастую средства, которые государство тратит на образование молодых людей, не окупаются никогда. Мы готовим специалистов, а они потом уезжают или работают совсем в других сферах. В еще более сложном положении оказываются сами граждане: нет никакой гарантии, что после получения образования человек найдет работу по специальности. Да что там – молодые люди рады ухватиться за любую работу, и мы наблюдаем случаи, когда высококвалифированные кадры, отучившиеся в вузах, заняты на самых низкоквалифицированных должностях. И это я еще не говорю о тех случаях, когда получение образования превращается в покупку диплома «для галочки».

Поэтому хотелось бы поприветствовать инициативу Иркутской области по возвращению к прежней системе, точнее по ее адаптации под современные условия. Государственное кадровое задание образовательной системе и система контрактов на обучение, о которых говорил Сергей Георгиевич, – это те механизмы, которые, по моему мнению, нужны сегодня всей стране. Только при таком, государственно-ориентированном подходе к кадровой политике можно будет говорить об образовательной системе, эффективно работающей на нужды общества, и о реальных вложениях в человеческих капитал.

Еще несколько слов хочу сказать о работе руководства Иркутской области по развитию промышленности в целом и обрабатывающего производства в частности. Это своевременный ответ на одну из острейших проблем нашей страны.

После распада Советского Союза, когда экономика страны переориентировалась на продажу природных ресурсов за рубеж, обычной историей стало закрытие крупных производственных предприятий по всей стране. Оборудование растаскивалось, имущество продавалось за бесценок. Тысячи людей теряли рабочие места без надежды найти другую работу по своей специальности. Страна перестала обеспечивать себя продукцией собственного производства. Типичными стали истории, когда мы вывозим в другие страны сырье, там оно перерабатывается и втридорога продается нам обратно в виде готовой продукции.

Такая ситуация выгодна только олигархам, прибравшим к рукам природные богатства страны, однако она разрушительна для нашего общего будущего. В современном мире только производительная экономика может быть конкурентоспособной. Поэтому то, что именно развитие обрабатывающей промышленности выбрано в качестве одного из приоритетов для Иркутской области на ближайшие годы – это совершенно верный шаг.

Правильно и то, что двигателем этого процесса в регионе становится государство. Частный капитал всегда будет действовать как ему выгодно, без оглядки на стратегические перспективы и будущие поколения. Выгодно бесконтрольно вывозить сырье за рубеж, никто ему в этом не препятствует – так он и будет вывозить. Поэтому государство должно взять основные экономические процессы под свой контроль, пустить их по руслу общественных интересов. В современных условиях есть вполне работающие механизмы воздействия на частный капитал, и Иркутская область в этом смысле находится на верном пути.

Наконец, мне бы хотелось остановиться и на теме возвращения к практике реального планирования развития в Иркутской области. Как верно отметил Сергей Георгиевич, в нашей стране с долгосрочным планированием имеются проблемы. Я скажу больше: нам уже давно необходимо возобновлять практику государственного планирования. А то каждый кризис для нас как снег на голову, и в принципе экономика страны чересчур зависит от колебаний на мировых рынках: что-то происходит – и мы реагируем постфактум. И государственные ведомства зачастую действуют как лебедь, рак и щука: каждый в своих интересах, не хватает общей стратегии развития, слаженных действий.

Но самое главное – не просматривается долгосрочного курса. Куда мы движемся, к чему стремимся? Абстрактно поставленные цели развития – это пустой звук, пока нет конкретного плана по их достижению, прописанного порядка действий, количественных показателей, никто не гарантирует никаких подвижек.

Сочетание плановых и рыночных механизмов – это залог успеха в современном мире. Формат пятилетних планов идеально отвечает потребностям решать актуальные задачи и учитывать средне- и долгосрочные интересы.

Депутаты КПРФ уже вносили в Государственную Думу законопроект о переходе к государственному планированию социально-экономического развития страны. К сожалению, он был отклонен. Отрадно, что сейчас по крайней мере на уровне одного из регионов будет применен механизм государственного планирования.

В заключение мне бы хотелось пожелать руководству Иркутской области успехов на выбранном пути! Достижения региона за последние два с половиной года, который обозначил Сергей Георгиевич, подтверждают, что курс был выбран правильно. В посткризисный период, когда страна переживала тяжелые времена, Иркутская область смогла добиться значительного улучшения экономических показателей и войти в список высокообеспеченных субъектов.

Пятикратное превышение общероссийских показателей прироста ВРП и промышленного производства за два предыдущих года – это серьезно. Иркутская область попала в ТОП-10 рейтинга регионов России по результатам социально-экономического развития и достижению наивысших темпов роста налогового потенциала. Вот уже третий год Минфин присваивает Иркутской области первую степень качества управления региональными финансами.

Все эти данные говорят сами за себя. Я думаю, что другим регионам следует присмотреться к модели социально-экономического развития, которая была взята на вооружение в Приангарье.

Спасибо за внимание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *