ПЕРВЫЙ РЕВКОМ ЧУКОТКИ

ПЕРВЫЙ РЕВКОМ ЧУКОТКИ

Мемориальный комплекс «Первому Ревкому Чукотки» открылся в 1981 году. Скульптор мемориала - В.Е. Королев.

Подготовил Иван ОМРУВЬЕ

На высоком берегу Анадырского лимана воздвигнут мемориальный комплекс Первому Ревкому Чукотки, на территории которого любят отдыхать горожане и гости Анадыря. На мраморной плите мемориала высечены имена тех, кто устанавливал Советскую власть на Чукотке. На постаменте фигура человека со знаменем в руках, чуть в стороне от нее – группа таких же суровых, спаянных одной целью людей, по виду разной национальности. Кто они? Какими были в жизни эти, теперь застывшие в камне, изваяния? Взрослое поколение северян наверняка знает их. А молодежь?  «Крайний Север» имеет возможность публиковать некоторые наиболее заметные события из истории нашего края. Итак, первый рассказ о Первом Ревкоме Чукотки.

СОЗДАНИЕ

Осенью 1919 года в Анадырь на пароходе прибыли представители колчаковской администрации. Одновременно с ними на берег сошли посланцы Приморской организации РКП(б) коммунисты Михаил Сергеевич Мандриков и Август Мартынович Берзинь с заданием организовать борьбу с колчаковским режимом.
Мандриков и Берзинь скоро выявили среди населения сочувствующих Советской власти, создали подпольную революционную группу. Состав подпольной группы был интернациональным, в нее входили русские, украинец, белорус, латыш, чуванцы и другие.
Свержение власти колчаковцев в Анадыре было намечено подпольщиками на январь-февраль 1920 года. Но в середине декабря управляющему уездом стало известно, что «…группа большевиков-коммунистов ведет усиленную агитацию против колчаковщины и пытается захватить власть и объявить Советы». О чем он и сообщил в Петропавловск. «В случае выступления большевиков, – ответили ему, – объявите в уезде осадное положение и не стесняйтесь с расстрелами». Телеграмма попала в руки члену группы Василию Титовичу Титову. Медлить было нельзя.
16 декабря 1919 года власть колчаковцев в Анадыре была свергнута, колчаковская администрация упразднена и власть перешла в руки Анадырского уездного революционного комитета. Ревкомовцы обратились с воззванием к трудящимся: «Товарищи далекого Севера, люди голода и холода! К вам мы обращаемся с призывом присоединить свой голос и разум к общему голосу трудящихся России и всего мира.
Да здравствует экономическое равенство!
Долой капиталистов-спеку-лянтов!.. Долг каждого рабочего, камчадала в последний час прийти на помощь своим брать-ям по труду, свергнуть ставленников Колчака, купцов и мародеров, которые так безжалостны к вашему труду, к вашим жизням. Каждый человек имеет право на равный кусок всей ценности в мире, созданной трудом, и каждый должен трудиться…».
Председателем Первого Ревкома Чукотки был избран М. Мандриков, секретарем – М. Куркутский, заместителем секретаря – А. Булатов, комиссаром охраны – А. Берзинь, комиссаром радиостанции – В. Титов, членами ревкома: А. Волтер, М. Галицкий, Я. Мальсагов, В. Бучек, С. Гринчук, И. Фесенко, И. Клещин и Н. Кулиновский.
Только двое из членов рев-кома – Мандриков и Берзинь были членами РКП(б), но в народе их всех звали коммунистами.

Справка «КС»

Вскоре после трагических событий на берегу Анадырского лимана, на старом кладбище тогдашнего Ново-Мариинска, 5 июля1921 года был поставлен обелиск (надгробие) – первый памятник ревкомовцам. А 7 ноября 1957 года был открыт памятник Анадырскому ревкому – первoму органу Советской власти на Чукотке. Одним из авторов памятника был М.М. Ракитин. В 1976 году началась реконструкция этого памятника. Автор скульптуры В.Е. Королев.
Накануне 50-летия Первого Ревкома Чукотский ОК КПСС и окрисполком решили произвести перезахоронение ревкомовцев, которое состоялось 21 сентября 1969 года.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Руководствуясь декретами Совнаркома и ВЦИКа, Анадырский ревком проводил мероприятия, которые убеждали население, что только Советская власть может защитить интересы трудящихся. Вот краткий перечень этих мероприятий: ревком увеличил жалование учителям, организовал закупку угля у рабочих-угольщиков на копях для раздачи его бесплатно не-имущему и малоимущему населению, установил контроль над работой продовольственных складов, утвердил расценки и нормы выдачи товаров. Ревком ввел всеобщую трудовую повинность и обязал коммунистов Анадыря отрабатывать определенные часы на угольных копях. В целях улучшения снабжения населения товарами, а также предотвращения голода жителей Марково, Усть-Белой и других сел ревком национализировал товары иностранных и русских купцов. Национализированы были капиталистические рыбалки Грушецского и Соне в устье реки Анадырь, хищнически истреблявшие рыбу.
Анадырский уездный ревком не замыкался только в рамках уезда. К концу декабря была установлена радиотелеграфная связь с Охотским ревкомом, а через него с Иркутским Центросоветом. Через Анадырскую радиостанцию
Центросовет передал в США воззвания к пролетариату Америки, Англии, Франции, Италии и других стран с разъяснением сути гражданской войны в России и разоблачением политики иностранных капиталистов.
Много внимания уделял ревком установлению Советской власти в уезде. С этой целью в селения Марково, Усть-Белая были командированы ревкомовцы Берзинь, Куркутский, Галицкий, Мальсагов. В Марково и Усть-Белой были организованы Советы. Впоследствии были организованы Советы в Ерополе, Пенжино, а также Советы анюйских и анадырских кочевых чукчей.
По возвращении ревкомовцев из Марково Анадырский уездный ревком намечал провести выборы в уездный Совет, закрепить свои позиции. Однако сделать этого не удалось.

ПЕРЕВОРОТ

Контрреволюционеры готовили заговор. Часть арестованных колчаковцев, отправленных по решению ревкома на Угольную, вела среди рабочих контрреволюционную пропаганду. В самом Анадыре действовала группа местных купцов и белогвардейцев, которым оказывали помощь американские торговцы. Они пытались проникнуть в состав ревкома, вели подготовку вооруженного выступления.
31 января 1920 года здание ревкома было окружено. Контр-революционеры все рассчитали: часть ревкомовцев в это время находилась в Марково, а многие жители Анадыря, в том числе и добровольцы-милиционеры, ушли на охоту. По членам ревкома был открыт огонь.
Боясь, что ответный огонь приведет к жертвам среди населения, чьи дома захватили заговорщики, и, поняв безвыходность положения, Михаил Мандриков принял решение сложить оружие, чтобы тем самым выиграть время. Но он не учел коварства врага. Был убит Титов, ранен Клещин, застрелился, чтобы не попасть в руки врагов, Фесенко. Сложивших оружие членов ревкома арестовали. Утром 2 февраля 1920 года им объявили о переводе в тюрьму на другой берег реки Казачки, но едва ревкомовцы ступили на лед, как раздались выстрелы. Тела расстрелянных остались лежать на льду, и лишь через несколько дней местным жителям разрешено было похоронить их. Во время перезахоронения ревкомовцев в сентябре 1969 года было установлено, что все они были убиты выстрелами в спину.
7 февраля по возвращении из Марково, были схвачены не подозревавшие о контрреволюционном перевороте Берзинь и Мальсагов. На следующий день они тоже были расстреляны.

От редакции

Много книг – исследовательских, исторических и художественных – написано в советское время о Первом Ревкоме Чукотки, которыми корреспондент «КС» воспользовался при подготовке данной публикации. О Первом Ревкоме писали очевидцы, историки, писатели, поэты, музыканты, партийные, советские и общественные деятели.
Мы решили не делать комментарии к данному материалу, как говорится, время расставит все на свои места. Но одно ясно: каждому из нас, проживающему на Чукотке, неплохо бы знать ее историю, события, происшедшие в прошлом, участниками которых были наши предшественники. Знать, чтобы строить настоящее и будущее.

По материалам газеты «Крайний север»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *